Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/krgvozdika/krasnayagvozdika.org.ru/docs/plugins/system/iceshortcodes/iceshortcodes.php on line 76

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/krgvozdika/krasnayagvozdika.org.ru/docs/plugins/system/iceshortcodes/iceshortcodes.php on line 79

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/krgvozdika/krasnayagvozdika.org.ru/docs/plugins/system/iceshortcodes/iceshortcodes.php on line 83

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/krgvozdika/krasnayagvozdika.org.ru/docs/plugins/system/iceshortcodes/iceshortcodes.php on line 661
Гридасов. Статья - Клуб "Красная гвоздика"
 Печать 
как создать сайт на Joomla 3

Гридасов Г.Л.

(г. Курск, Российская Федерация,

ОБОШИ «Лицей-интернат № 1»

Музей Боевой Славы — центр патриотического воспитания и развития школьников

Вот уже более 45 лет в лицее-интернате № 1 города Курска существует поисковый военно-патриотический клуб с символичным названием «Красная гвоздика», который собирает, изучает, систематизирует и пропагандирует материалы об истории и боевом пути 121-ой Рыльско-Киевской, Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, которая с боями прошла всю войну и встретила Победу в Праге, весной 1945 года. Многое связывает эту дивизию с Курским краем. 400 огненных дней и ночей (а это почти четвёртая часть Великой Отечественной войны) 121-я воевала на курской земле, каждый четвёртый её воин — был курянином. За боевые заслуги 121-я стрелковая дивизия удостоена высоких правительственных наград, а за большой вклад в освобождение городов Рыльска и Киева, получила почётное наименование — Рыльско-Киевская.

Одной из форм систематизации и пропаганды материалов об истории и боевом пути 121-ой стрелковой дивизии явилось создание Музея Боевой Славы, который был открыт 8 февраля 1968 года, в день 25-летия освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. За многие годы поисковой и исследовательской работы в Музее Боевой Славы собран богатейший материал: личные вещи, документы, награды и воспоминания ветеранов, письма с фронта и фотографии, военная форма, образцы оружия и боеприпасов времён Великой Отечественной войны и многое другое. Всего в фондах музея — более 1 тысячи экспонатов.

Отражением недавнего боевого прошлого нашей страны является экспозиция музея, посвящённая бывшему выпускнику нашей школы, воину-афганцу, героически погибшему при выполнении боевого задания лейтенанту Болотскому Николаю Фёдоровичу. За свой подвиг он награждён орденом Красной Звезды. Мы поддерживаем связь с его мамой, которая передала в наш музей часть личных вещей сына, представленных в музее.

Вот уже более 45 лет, материалы клуба «Красная гвоздика» и Музея Боевой Славы успешно используются педагогами в деле воспитания подрастающего поколения, а так же помогают специалистам открывать новые страницы истории Великой Отечественной войны. Сохранение Памяти и патриотическое воспитание молодёжи — главные направления работы нашего музея. На его базе ведётся большая и разнообразная работа, проводиться много различных мероприятий. В помещении Музея Боевой Славы проводит свои заседания и клуб «Красная гвоздика».

Работа Музея Боевой Славы ведётся по следующим направлениям:

1. П о и с к о в о — и с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а

Это направление определяет профиль музея и способствует пополнению его фондов. Оно включает в себя: а) воссоздание истории и боевого пути 121-ой стрелковой дивизии; б) поиск и систематизация материала об истории и боевом пути 121-ой стрелковой дивизии (через ведение поиска ветеранов дивизии, переписку и организацию встреч с ними, сотрудничество с вузами, школами и клубами области и страны, занимающимися подобной работой, взаимодействие с музеями, архивами, библиотеками города Курска, Курской области, г. Москвы и др.); в) походы по боевому пути 121-ой дивизии, с участием не только следопытов и педагогов, но и ветеранов этой дивизии. За 45 лет работы следопытами было совершено около 80 таких походов, в результате чего пройден почти весь боевой путь дивизии на территории бывшего СССР. Маршруты походов: «Курск — Курская область»; «Курск — Восточная Украина» (с посещением городов: Киев, Радомышль, Дымер; сёл: Глебовка, Ясногородка); «Курск — Западная Украина» (с посещением городов: Львов, Драгобыч, Стрый); «Курск — Белоруссия» (с посещением городов: Минск, Брест, мемориального комплекса «Хатынь») и др.

2. В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а

Это направление является одним из главных в работе музея и, во многом, определяет его деятельность: патриотическое воспитание и образование молодёжи. В рамках этого направления используются самые разнообразные формы и методы работы: а) встречи школьников с ветеранами 121-ой стрелковой дивизии (традиционно такие встречи проходят: в День Знаний (1 сентября), в день освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков (8 февраля), в День Победы, а так же во время походов по местам боёв дивизии); б) тематические вечера («От всей души», «Боевой путь 121-ой стрелковой дивизии», «Освобождение г. Курска», «Ради жизни на Земле», «Мальчишки военной поры», «Вспомним всех поимённо» и др.); в) цикл воспитательных мероприятий по теме: «Наше героическое наследие»; г) месячник героико-патриотической работы в школе (в феврале), при подготовке и проведении которого, активно используются материалы и экспозиция музея; д) уроки мужества; е) «огоньки»; ж) беседы; з) классные часы; и) устные журналы; к) заочные путешествия и экскурсии; л) викторины («Великая Отечественная война», «Битва на Курской дуге», «Курск — город воинской славы» и др.); м) конкурсы (чтецов стихотворений ветеранов 121-ой стрелковой дивизии; рисунков о Великой Отечественной войне и 121-ой стрелковой дивизии; «Знатоков военной истории» и др.). Многие из этих мероприятий проходят в помещении Музея Боевой Славы.

3. У ч е б н о — п р о е к т н а я р а б о т а

Очень интересной, необычной и эффективной формой использования материалов Музея Боевой Славы в образовательном процессе, является проведение на его базе интегрированных уроков по различным предметам школьной программы. Прежде всего, материалы Музея Боевой Славы используются на уроках истории и краеведения при изучении темы «Великая Отечественная война», а сами уроки, зачастую, проходят в помещении музея. А учителя математики в 5-6 классах проводят урок по теме: «История 121-ой стрелковой дивизии в цифрах и фактах», а в старших классах — урок геометрии по теме: «Использование теоремы косинусов для расчёта места нахождения огневых точек противника» (с использованием конкретных примеров из практики воинов 121-ой стрелковой дивизии во время Великой Отечественной войны). Подобные интегрированные уроки проводятся по литературе, физике, астрономии, географии, и з о. Кроме этого, учащиеся готовят различные проекты по предметам школьной программы для Музея Боевой Славы. Так, например, на уроках технологии школьники в течение полугода готовили проект — «Панорама Курской битвы», а потом его защищали на оценку. Сейчас эта панорама является частью музейной экспозиции. Таким образом, был изготовлен и ряд других экспонатов Музея Боевой Славы.

4. «П а м я т ь»

Это ещё одно важное направление работы: сохранение памяти о Великой Отечественной войне и пропаганда материалов Музея Боевой Славы. Эта работа включает в себя: а) создание Музея Боевой Славы, обновление его экспозиции; б) пополнение фондов музея (в походах по боевому пути 121-ой дивизии; через сотрудничество со школами, клубами и музеями, занимающимися подобной работой; получение экспонатов от ветеранов Великой Отечественной войны или членов их семей, учащихся, из других источников); в) создание архива и фондов музея (хранение и систематизация накопленного материала); г) представление материалов в виде тематических альбомов, папок, мини-выставок, плакатов, стенгазет и др.; д) использование материалов музея в учебно-воспитательной работе; е) публикация материалов музея в СМИ (в газетах, журналах, на радио, телевидении) и в сети Интернет; ж) обмен материалами и опытом работы с другими музеями, клубами, школами и др.; з) использование учащимися и педагогами материалов музея для подготовки статей, рефератов, сообщений и выступления с ними на уроках, заседаниях школьного научного общества, научно-практических конференциях, презентациях, фестивалях, слётах и др.; и) создание и презентация книг, написанных по материалам Музея Боевой Славы (на сегодняшний день написано 10 таких книг. Одна из последних и наиболее значимых книг — «Боевой путь 121-ой дивизии», которая привлекла внимание не только педагогов, краеведов и музейных работников, но и учёных-историков); к) создание видеофильмов о работе музея (к настоящему моменту создано два видеофильма: «Вёрсты пройденных дорог» и «Во имя Памяти и Славы»); л) изучение и пропаганда литературного (поэзия и проза) и музыкального (песни, частушки) творчества воинов 121-ой стрелковой дивизии; создание новых песен на их стихи (написано уже более десятка песен, которые исполняются во время различных мероприятий).

5. М у з е й н о — о ф о р м и т е л ь с к а я р а б о т а

В рамках этого направления работы, школьники постигают азы музейного дела: а) правила учёта экспонатов, б) хранение фондов музея; в) требования к оформлению музейной экспозиции; в) архивное дело (в этом нам помогает сотрудничество с Областным государственным архивом Курской области). К тому же эта работа включает: сотрудничество с другими музеями, участие в городских и областных смотрах-конкурсах школьных музеев и др. Кроме этого ребята с удовольствием занимаются оформительской работой (обновление экспозиции Музея Боевой Славы, создание и оформление мини-выставок, тематических альбомов, «раскладушек», боевых листков, стенгазет, праздничных открыток и подарков ветеранам и др.). Всё это способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

6. Э к с к у р с и о н н а я р а б о т а

Это направление работы позволяет повысить эффективность воспитательного влияния деятельности Музея Боевой Славы на детей, способствует расширению кругозора учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков школьников. Оно включает в себя: а) экскурсии по Музею Боевой Славы (для школьников, ветеранов, гостей); б) подготовка экскурсоводов из числа учащихся старших классов, которые проводят эти экскурсии; в) посещение ребятами различных музеев, выставок; г) организация экскурсий следопытов по памятным местам г. Курска, Курской области и др

7. О р г а н и з а ц и о н н о — м е т о д и ч е с к а я р а б о т а

Эта необходимая в современных условиях часть работы школьного музея, включает: организационную работу: а) привлечение спонсоров (которые оказывают нам помощь и в проведении различных мероприятий, и в организации поездок и экскурсий школьников, и в обновлении экспозиции музея, и в издании книг о нашей работе, и в приобретении подарков для ветеранов, и др.); б) организация сотрудничества Музея Боевой Славы с Советом ветеранов Великой Отечественной войны, с архивами, музеями, вузами, библиотеками и другими заинтересованными учреждениями; и методическую работу: а) создание в Музее Боевой Славы банка методических материалов: методических пособий для школьников, принимающих участие в работе музея и методических разработок проводимых музеем мероприятий; б) консультирование педагогов школы (и всех желающих) по методике подготовки и проведения воспитательных мероприятий героико-патриотической направленности. В настоящее время сотрудниками музея готовится к изданию методическое пособие для педагогов по героико-патриотическому воспитанию школьников: «Наше героическое наследие» (Сборник методических разработок учебно-воспитательных мероприятий).

В заключение, можно сказать, что Музей Боевой Славы 121-й стрелковой дивизии лицея-интерната № 1, города Курска — это, поистине, центр патриотического воспитания и разностороннего развития школьников. За 45 лет активной и плодотворной работы, наш музей не раз отмечался на различных уровнях. Он и сегодня в числе лучших музеев города и области.

Октябрь 2013 г.

русский бизнес